-
Байхуатань – «новая аристократия» Иу
8 июля 2021 Чай
-
Знаменитый чайный район Иу в восточной части округа Сишуанбаньна-Дайского автономного округа провиции Юньнань велик и неоднороден, внутри него выделяют много локаций – Махэй, Маньсю, Саньцзячжай, Лэншуйхэ, Гуафэнчжай (которая настолько известна, что в некоторых типологиях её выделяют в особый район, отдельный от Иу) и т.д. В разные периоды времени разные локации сперва набирают популярность, а затем отходят на второй план, и жестокая в своей переменчивости мода одаряет своей благосклонностью новых «звёзд». В последние годы всё громче звучит новое имя – Байхуатань (百花潭), что можно перевести как «Омут Ста Цветов» или «Заводь в Полном Цвету». Встречается написание 白花潭, а также вариация Байхуацин (百花箐), иероглиф 箐 в данном случае – запись слова «река» на языке местных жителей. Эта локация относится к территории деревни Яоцю (瑶区瑶族乡) – единственному месту компактного проживания яо в Сишуанбаньна. Яоцю, что и означает дословно «район яо», – административная деревня, а не натуральная; в действительности на этой территории существует порядка тридцати небольших поселений с общим числом жителей около 7500. С севера с Яоцю граничит деревня Иу, с востока – посёлок Мэнбань, с запада – посёлок Гуаньлэй, с юга – посёлок Мэнла. Яо – один из пятидесяти шести официально признанных народов КНР, в Юньнани их сравнительно немного, бóльшая часть китайских яо проживает в Гуанси.
Известны яо своей неоднородностью – на самом деле это группа заметно отличающихся друг от друга племён – роскошными длинными волосами и обычаем признаваться в любви с помощью укусов. Яо – умелые охотники и земледельцы, и чаеводство тоже им не чуждо. Считается, что Байхуатань был открыт охотниками яо случайно: в поисках дичи они наткнулись на узкое ущелье с древними чайными деревьями. Сейчас уже не установить, это изначально дикорастущие деревья или заброшенный и забытый чайный сад. Байхуатань находится недалеко от реки Тунцинхэ (铜箐河), которая сама по себе является известной чайной локацией, рядом с местом её слияния с Булунхэ и Цзиньгуанхэ, которое и имеется в виду под «тань» — «омутом» или «заводью». Ну, а «сто цветов» — дань природной красоте этих мест. Южные субтропики со среднегодовой температурой выше 20°С вдали от крупных городов и промышленных центров – дом для множества растений, украшающих своими цветами берега рек и ручьёв, полных рыб и крабов. Высокие папоротники, густые мхи, могучие деревья, под пологом которых кипит жизнь – вот в такой среде растёт чай в Байхуатане. В Байхуатань ведёт узкая тропа, в некоторых местах не шире полуметра; несмотря на то, что средняя высота Яоцю – примерно 1300 м над уровнем моря, а самая высокая точка – Лэйгунъянь (雷公岩, Утёс Бога Грома) – 2007 м, Байхуатань расположен на высоте 800 м, и деревья растут на крутых склонах. Даже в сухую погоду добраться до них нелегко, а после дождей и подавно, к тому же они высоки и находятся на отдалении друг от друга, и собирать с них листья очень непросто. Путь от жилья к чайному саду занимает два часа в один конец, и приходится переходить ручьи по перекинутым через них брёвнам или вброд. Неудивительно, что байхуатаньского чая делают совсем немного – лишь около тонны в год. И пока эта локация не прославилась и цены на чай из неё были невысоки, яо вообще не горели желанием собирать чай со старых деревьев, тем более что в Яоцю есть и молодые чайные посадки, которым около двадцати лет. Переломный момент наступил в марте 2019 года, когда стало известно о заключении рекордного контракта на сбор урожая с двадцатишестиметрового чайного дерева в Байхуатане – местного «Чайного Князя». Сумма, проставленная в контракте – миллион юаней.
Ажиотаж, поднявшийся вокруг этого события, привёл к тому, что вмешалось Бюро управления и охраны природного заповедника Иу – с его точки зрения, жители охраняемой территории не вправе так распоряжаться ресурсами национального значения. Сбор листьев с этого дерева был запрещён, а уже смонтированные вокруг него металлические леса разобраны, но больше никаких санкций не последовало. Трудно отделаться от впечатления, что целью этой акции было привлечение внимания к Байхуатаню, короче говоря – продвижение Байхуатаня как лакшери-бренда, а ещё короче – хайп. Тем не менее, чай со старых деревьев Байхуатаня в самом деле обладает выдающимися достоинствами. Аромат настоя сдержанный, глубокий, с выраженным тоном медовой орхидеи, иногда – с жасминовым или лимонным оттенком, с «мелодией горной глуши», напоминает чай из Маньсуна, лишь слегка ему уступая. Вкус настоя плотный, насыщенный, солидный, маслянистый, «наваристый», но при этом практически лишённый горечи. Лишь на спинке языка можно ощутить лёгкую горечь, напоминающую чай из Лаоманьэ, но она сопровождается приятным ощущением холодка. Обычно хуэйгань – «возвращающаяся сладость» иуского чая появляется после двух-трёх проливов и нарастает постепенно, но у чая из Байхуатаня она возникает сразу же, мощно проявляет себя и очень долго держится. Ярко проявлено качество шэнцзинь; чай также сильно отзывается в теле, согревает и вызывает потоотделение. В целом, вкус байхуатаньского чая чаще всего описывают как прямой, твёрдый и весомый; властный и необузданный, но элегантный и благородный; а ещё чаще в отзывах разных людей звучит слово «дикий».
Комментарии